Translate

Powered By Blogger

Поиск по этому блогу

пятница, 16 ноября 2012 г.



Как отмечают методисты, историческая карта - необходимое обязательное пособие на каждом уроке истории, так как содержат огромное количество полезной информации. В связи с тем, что большое количество исторических знаний невозможно разместить ни одной универсальной карте, существует несколько видов исторических карт. Исторические карты различаются но охвату территории (бывают мировые, материковые, карты государств), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные), но основной классификацией является деление карт на:

· общие, или основные;

· обзорные;

· тематические.

Общие дают представление об истории страны, группы стран, об их наложении и состоянии на определенной этапе истории. Обзорные представляют исторические события в виде последовательных моментов.

Тематические содержат информацию об отдельном событии и имеют символику, относящуюся только к данной карте. На них более подробно представлены фрагменты важнейших событий и явления общих карт (битвы, города, экономика и т.д.).

Отдельную разновидность тематической карты представляет схематическая. Помимо перечисленного карты бывают:

1) настенными (служат универсальным пособием при изучении истории в школе и высших учебных заведениях);

2) в учебниках, атласах. Причем к исторической карте в учебнике имеются определенные требования:

отражение географической среды и экономики;

отображение событий определенной эпохи в зависимости от тематики данной экономической и политической истории, но на фоне элементов географических данных.

Например, изображаются русла рек, озера, горы, моря и т.д.

Специалисты методики преподавания истории отмечают, что несмотря на разнообразие исторических карт, по своему внешнему виду большинство карт имеет общее исполнение:

1) содержат заголовок (тема и датировка);

2) выполнены контрастирующими красками;

3) имеют масштаб. Масштаб - это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности. Обозначается в виде дроби, где числитель равен 1, знаменатель - числу степени уменьшения длин линий (например, 1:100000 означает, что 1 смдлины на карте равен 100000 см в действительности). Обычно масштаб 1:3500000 или 1:4500000 обеспечивает хорошую видимость с места;

4) условные обозначения (ареолы, пунктиры, стрелы и другие символы), объединенные названием «легенда». Именно легенда помогает считывать с карты информацию. В целом легенда всех карт имеет общее в обозначении:

а)территорий государств, которые показаны цветными ареалами;

б) границ (пунктирные или сплошные линии);

в) городов (одинарная или двойная окружность с точкой посередине - это есть пунсон);

г) условных знаков социально-экономических событий (символы битвы, осады города, походов, переселений, венных ударов -соответственно скрещенные мечи, кружочек с обращенными вовнутрь штрихами, стрелы с различной длиной и толщиной древка);

д) условных символах исторических памятников, монастырей;

5) географический контур (речная сеть, горные хребты);

6) имеют редкую градусную сетку, иначе карта превратится в схему.



Надо помнить:

Во-первых, как нужно стоять у карты? Не имеет значения, справа или слева, главное - источник освещения: ваша тень не должна падать на карту, нельзя заслонять объекты. Стоять нужно, повернувшись лицом к классу.

Во-вторых, как нужно показывать объект? При работе с настенной картой в руке учителя либо ученика обязательно должна быть указка или ручка или линейка. Показывать объекты нужно неторопливо и точно, сопровождая это точными словесными описаниями и указаниями для того, чтобы ученики могли параллельно работать с картой в учебнике или атласе.

В-третьих, важный момент состоит еще и в грамотной речи преподавателя в работе с картой, обороты которой копирует и ученик. Очень важно избегать выражений «свыше», «ниже», «левее», «правее», «западнее», «восточнее» вместо точного указания границ государства.

4-х ,при отсутствии исторической карты на данную тему, недопустимо использовать карту другого хронологического периода. В данном случае может быть применена физико-географическая карта.

Работая с картой, необходимо научить учащихся всегда и без напоминания читать ее заголовок. В первую очередь, не стоит лениться это делать самому преподавателю. http://tafaj.blogspot.ru/2011/08/blog-post_9967.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий