Translate

Powered By Blogger

Поиск по этому блогу

понедельник, 7 апреля 2014 г.



Новый учебник по истории России








                                                                                           




}Президент РФ Владимир Путин поручил министерству образования и науки совместно с Российским историческим обществом до июля 2014 года представить доклад о разработке учебников по отечественной истории, сообщается на сайте Кремля.
}Кроме того Минобрнауки и Российское историческое общество должны к тому же сроку обеспечить подготовку педагогов согласно новому учебнику и проверить "соответствие содержания учебников по истории, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию <…> концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории".
}Российские историки, работавшие над концепцией нового единого учебника истории, столкнулись с рядом сложностей, в том числе из-за позиции коллеги из стран СНГ, сообщил руководитель рабочей группы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Среди сложных тем, с которыми столкнулись специалисты, тема формирования Древнерусского государства. Другая неоднозначная тема - формирование многонационального российского государства после присоединения Кавказа и Средней Азии. 
}Среди других сложных тем Чубарьян назвал события 1917-1921 годов, которые получили определение Великой российской революции 1917 года, включающей в себя и гражданскую войну. События во внутренней жизни страны в 1930-е годы, по словам историка, трактуются как "советский вариант модернизации", в котором были как "плюсы", так и "минусы".
}Спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин
считает, что в новой концепции преподавания отечественной истории удалось найти компромиссные формулировки по большинству трудных вопросов.
} Нарышкин добавил, что сейчас в обществе очень высок запрос на исторические исследования. В подтверждение он привел данные ВЦИОМ, по которым 85% россиян гордятся своей историей, а у 59% вопросы истории вызывают живой интерес. Он подчеркнул, что проведенное общественное обсуждение новой концепции "оправдало себя" и назвал подготовленный документ "общественным договором по восприятию истории".
}Министр образования и науки Дмитрий Ливанов подтвердил, что при работе над
концепцией проводилось максимально широкое общественное обсуждение, только от представителей профессионального сообщества поступило более тысячи замечаний. "Большая часть замечаний относилась к истории ХХ века", — констатировал министр
} Российские школьники уже в нынешнем учебном году будут изучать родную историю на основе новой концепции, утвержденной Российским историческим обществом.
}"На создание нового учебника уйдет минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция будет применяться в школах", — заявил министр науки и образования Дмитрий Ливанов на встрече президента РФ Владимира Путина с разработчиками концепции нового учебника отечественной истории.
}"К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, она будет использоваться как основа для преподавания истории, хотя учебника пока нет, примерная программа, соответствующая концепции, будет применяться", — отметил Ливанов. Глава ведомства пообещал, что "одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, литературы с преподаванием истории России". Он пояснил, что "важно, чтобы школьники изучали литературные произведения, относящиеся к тому или иному историческому периоду, одновременно с тем, как они изучают его".
}Говоря о едином госэкзамене по истории, министр сообщил, что "в ЕГЭ в 2014 году будут использоваться только те задания, которые соответствуют концепции". "Полный набор контрольно-измерительных материалов сможем подготовить только после того, как появится новый учебник и все методические материалы", — уточнил министр.
}"Уже на базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена. Все это нужно сделать до начала нового учебного года", — заявил Путин.
}"Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят. <…> История — это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний от самого преподавателя, от самого учителя. Поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров, активно использовать видео и аудиоматериалы, ресурсы интернета для этих целей", — сказал глава государства.
}"Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, — для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо", — заявил Путин.
}Проект концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории был вывешен для всенародного обсуждения на сайте Минобрнауки 1 июля. А уже 2 июля на сайте Российского исторического общества были обнародован
}Перечень состоял из 31 вопроса: от роли варягов в образовании Древнерусского государства, причин исторического выбора Александром Невским в пользу подчинения русских земель Золотой Орде и исторической роли Ивана Грозного и единовластия И.В.Сталина до оценки последствий гайдаровской "шоковой терапии" в 1990-е годы и причин стабилизации экономики и политической системы России в 2000-х годах. Трудный вопрос о варягах там формулировался обтекаемо: "Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей". Татаро-монгольское иго получило название "системы зависимости русских земель от ордынских ханов". Отмечена "противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований". А для сталинской эпохи был придуман новый термин — "сталинский социализм", с помощью которого, по мысли составителей концепции, многое, наверное, можно было объяснить: вроде и социализм, да не тот.
}На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован проект Историко-культурного стандарта в целях проведения широкого обсуждения с участием учёных, учителей, родителей, учащихся, преподавателей и всех желающих. Текст концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
30 октября состоялось расширенное заседание Совета Российского исторического общества, посвященное подведению итогов деятельности Рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Перед началом заседания текст Концепции был роздан приглашенным, среди которых – члены Совета и Попечительского совета РИО, представители Рабочей группы, учителя истории, авторы учебников, историки, писатели, деятели культуры, – все те, кто принимал непосредственное участие в многомесячном обсуждении новых подходов к преподаванию истории в школе.
Президент РАН В.Е. Фортов приветствовал собравшихся в зале заседаний Президиума Российской академии наук – именно здесь в апреле был дан старт подготовке Концепции. В ходе обсуждения содержания исторического образования удалось найти общие формулировки по многим сложным темам отечественной истории, — заявил Председатель Государственной Думы, Председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, возглавляющий рабочую группу по подготовке Концепции. Председатель Государственной Думы, Председатель Российского исторического общества отметил, что новая концепция преподавания истории в школе стала продуктом широкого общественного согласия, хотя перед началом дискуссии общество разделяли десятки вопросов, которые были отягощены не решенными в течение десятилетий проблемами. Обратив внимание участников на то, что заседание Совета РИО проходит в годовщину обнародования Октябрьского манифеста 1905 года, С.Е. Нарышкин подчеркнул, что многие исторические события получили в Концепции новое освещение, среди них – история парламентаризма и Первой мировой войны.
В ходе встреч, круглых столов и дискуссий поступило большое количество откликов и замечаний к проекту Концепций, и все они были учтены Рабочей группой, — сообщил Министр образования и науки России Д.В. Ливанов. На основе представленной Концепции еще предстоит подготовить учебные пособия и методические материалы, но все они должны формировать у молодежи ценностные ориентиры, лежащие в основе чувств патриотизма и гражданственности, — заключил Министр культуры России, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский.
С докладом о представленных в Концепции предложениях по структуре и содержанию исторического образования в школе выступил научный руководитель рабочей группы сопредседатель РИО академик А.О. Чубарьян. Сопредседатель РИО отметил, что одной из новаций Концепции стало внимание к истории повседневности и роли человека в истории. «История не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок», — подчеркнул А.О. Чубарьян.
Об участии в подготовке историко-культурного стандарта рассказали представители площадок, на которых проходило профессиональное и общественное обсуждение Концепции: Президент Общества «Знание» России Л.И. Швецова, председатель Совета отделения РИО в Казани, директор Института международных отношений КФУ Р.Р. Хайрутдинов, председатель московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, учитель истории П.П. Панкин, писатель М.М. Попов, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН В.А. Тишков, руководитель секретариата Межрелигиозного совета России диакон Роман Богдасаров. Все выступающие отметили, что удовлетворены форматом и результатами проделанной работы. Директор Института российской истории Ю.А. Петров от лица авторского коллектива концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории поблагодарил Российское историческое общество за организацию работы по подготовке и обсуждению Концепции.
Подводя итог дискуссии, Председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин подчеркнул, что любому демократическому обществу свойственны разные мнения о событиях прошлого. И завершение работы над единой Концепцией отнюдь не означает, что дискуссии и споры о нашей истории завершаются. С.Е. Нарышкин обратил особое внимание на то, что в ходе работы удалось найти согласие по тем вопросам, которые действительно объединяют общество.}

ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА С АВТОРАМИ КОНЦЕПЦИИ

}16 января состоялась встреча Президента России В.В. Путина с авторами концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.





Напомним, что представленная В.В. Путину концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории была утверждена на расширенном заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года, утверждению предшествовал длительный период подготовки и широкого общественного обсуждения Концепции.
Президент России обратил внимание на то, что единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие. «Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода», — заявил глава государства.
В.В. Путин подчеркнул, что задача школьного курса — дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о делах выдающихся соотечественников. «Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет Российской государственности», — отметил Президент.
Отдельно он обозначил необходимость подготовки новых учебников по истории для всех классов, должны быть разработаны экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена на базе Концепции.
Председатель Государственной Думы, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин отметил, что работа над концепцией позволила сделать несколько выводов:
1) общественный запрос на исторические исследования очень высок: поддержка, ресурсное обеспечение исторических исследований и популяризация исторических знаний должны быть более существенными, чем сейчас.
2) инициатива Российского исторического общества о широком обсуждении проекта концепции себя оправдала. Она позволила вовлечь всех желающих в обсуждение, услышать самую разную критику и в итоге создать качественный документ. Концепцию можно считать неким общественным договором по восприятию обществом нашего прошлого, нашей истории.
3) впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с различным восприятием и различной трактовкой различных фактов и событий нашей истории. И само существование этих «трудных вопросов» являлось барьером к подготовке условно единого учебника. И по большинству так называемых трудных вопросов удалось найти компромиссные формулировки.
4) в самом профессиональном сообществе при всём его разнообразии имеется очень большой запрос и готовность к содержательной дискуссии, есть настрой на поиск общих решений. За бортом дискуссии оказываются те, для кого важна не историческая правда, а продвижение, проталкивание сомнительных идеологий и старых догм.
Председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин обратил особое внимание на то, что завершение работы над концепцией вовсе не означает завершения дискуссии об отечественной истории в целом.
По словам Министра образования и науки Д.В. Ливанова, на создание новых учебников уйдет минимум 1,5-2 года, но уже сейчас проводиться экспертиза всех учебников, которые входят в федеральный перечень, и, начиная с нового учебного года, в школе будут использоваться только те линейки, которые полностью соответствуют Концепции. Д.В. Ливанов подчеркнул, что уже в этом учебном году на экзаменах по истории будут только те задания, которые согласуются с концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Кроме того, министр отметил, что пока среднее образование ждет переходный период: уже в нынешнем и следующем учебных годах будет организовано повышение квалификации для всех учителей истории и смежных дисциплин, это более 60 тысяч человек.
Директор Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО академик А.О. Чубарьян (научный руководитель рабочей группы по подготовке Концепции) рассказал об основных спорных моментах, возникших при разработке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Он подчеркнул, что авторы Концепции исходили из необходимости показать большой путь, который прошла страна, не скрывая и тех трудностей, тяжёлых периодов, которые были в истории Отечества. Три показательных примера — Смута XVII века, наполеоновское нашествие 1812 года, и, конечно, Великая Отечественная война.
«Наша главная цель — привить молодому поколению чувство гордости за свою страну, уважения и понять на опыте истории свою меру ответственности, каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за её прошлое, как это было, а сегодня – за её настоящее и за её будущее», — заключил академик А.О. Чубарьян.


Комментариев нет:

Отправить комментарий